Овеянный легендами минойский дворец Кносса лежит в нескольких километрах к югу от Ираклиона и практически превратился в предместье города. После того как в 1878 году греческий торговец обнаружил руины замка, британский археолог сэр Артур Эванс приобрел весь комплекс. В том же году Эванс пригласил 30 рабочих и начал обширные раскопки. Он обнаружил, что Кносс не был микенским поселением, а представлял собой собственную культуру, которую он и назвал в честь одного из правителей Кносса – царя Миноса, минойской культурой.
Британец, о котором сейчас напоминает бюст, не ограничился тем, чтобы только откопать исторические останки. Из стали и бетона он реконструировал некоторые части комплекса. Так возникли новые колонны и стены, появилась внутренняя обстановка. Современные археологи слишком болезненно реагируют на такую реконструкцию, поскольку строительный материал имеет мало общего с первоначальным. Однако многочисленные туристы благодарны ему за то, что сегодня они могут посетить пластическое отражение величественного комплекса.
Позднее открытие минойской культуры считается сегодня счастливым совпадением, так как благодаря этому исторические сокровища были сохранены от разграбления. Коллекция является уникальной и ее можно увидеть в историческом музее Ираклиона. Основной достопримечательностью дворца Кносса, привлекающей к себе туристов, считается фреска с изображением дельфина. Фрески – искусство рисования на мокрых известняковых табличках, были придуманы на Крите. И такие изображения украшали церемониальные залы дворца уже в 1700 году до н.э.
В подземном храме Кносса была найдена поразительная фигура «Богиня со змеями». Фестовые Диски – 45 знаковых изображений, отчеканенных в глине, являются центральным экспонатом коллекции. Никто не может до сих пор расшифровать эти письмена. Повсюду можно увидеть обоюдоострую секиру – визитную карточку Миноса. Изображения на каменном саркофаге представляют жриц, совершающих подношение напитков.
Между 1700 и 1500 годами до н.э. минойский Крит находился на пике своей экономической и политической власти. Однако в совсем короткий период времени почти все дворцы были разрушены. Но, поскольку Кносс является единственным сооружением пережившим разрушение, ученые предполагают, что причиной падения культуры послужили внутренние политические противоречия. И, хотя причины до сих пор неясны, самостоятельная минойская культура стала незначительной около ста лет до того момента, когда Микены захватили остров Крит. Свидетельства развитой минойской культуры, например коридор в хранилище Кносса, поражают нас и по сей день.